7 класс физика
Тема урока: Расчёт пути и времени движения
Цели урока:
-
научить рассчитывать путь, время и скорость равномерного движения,
сформировать умения строить и объяснять графики равно мерного движения,
производить расчёты для задач в устной форме;
- развивать умение
обобщать знания о целостном представлении механического движения; закрепить навыки
перевода единиц измерения физических величин: скорости, пути и времени; развивать
самостоятельность при решении физических задач и познавательный интерес к
предмету;
- воспитательная цель урока - овладение
умением аккуратно оформлять физические
задачи, аккуратно строить графики.
Тип урока: комбинированный (с
использованием ИКТ).
Оборудование урока: компьютер,
мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку.
Ход урока
I. Актуализация
опорных знаний.
Организационный момент.
Объявление темы урока. Демонстрация презентации.
Слайды №1-2
Фронтальный опрос
1. Что такое скорость?
2.
Какие единицы скорости вы знаете?
3.
Что такое векторная величина?
4.
Дайте определение средней скорости.
5. Скорость зайца 15 м/с, а скорость дельфина
18 км/ч. Кто из них быстрее движется?
6. Какими физическими
величинами характеризуется механическое движение?
Слайд №3
Самостоятельная
работа «Перевод единиц измерения в СИ»
(распечатанные карточки у каждого ученика)
1 |
36 км/ч |
м/с |
2 |
360 км |
м |
3 |
2,5 ч |
с |
4 |
80 мм |
м |
5 |
6 км/мин |
м/с |
6 |
450 см |
м |
7 |
7,9 км/с |
м/с |
Слайд №4
Учитель: Проверьте
свои ответы. Поставьте себе оценку.
1 |
36 км/ч |
10 м/с |
2 |
360 км |
360 000м |
3 |
2,5 ч |
9 000с |
4 |
80 мм |
0,08м |
5 |
6 км/мин |
100м/с |
6 |
450 см |
4,5м |
7 |
7,9 км/с |
7 900м/с |
Слайд №5
Задача № 1
Определить скорость самолёта, который за
время 0,5 ч пролетел расстояние 450 км.
Решение задачи у доски.
Проверка
правильности оформления и решения задачи по материалам слайда.
И. Основная часть. Изучение нового материала. Слайд
№6
Задача № 2 (устно)
Как вы думаете, за какое
время африканский страус пробежит стометровку, если его скорость 72 км/ч? Ответ:
5 с.
♦ Какую формулу вы использовали для определения
времени движения страуса?
Слайд №7
Задача М 3 (устно)
Как вы думаете, какое расстояние пролетает
птица за 1 минуту, если её скорость 144 км/ч? Ответ: 2400м.
♦ Какую
формулу вы использовали для расчёта времени полёта птицы?
Слайд №8
Схема для запоминания формул расчёта v, t, S при равномерном
движении.
Слайд №9
Задача № 4
Паровоз движется
со скоростью 36 км/ч. Какое расстояние
он пройдёт за 10 минут?
Ответ: 6000 м.
Решение
задачи у доски. Проверка правильности оформления и решения задачи по материалам слайда.
Слайды №10-11
♦ Как выглядят графики зависимости пути от времени и
скорости от времени?
Анализ графиков,
представленных на слайдах.
III. Закрепление изученного материала. Слайды №12-13
Задача № 5
Дан график движения тела. Каков вид этого движения? Чему равна скорость движения тела? Каков путь,
пройденный телом за 8 секунд?
Постройте график
скорости тела для данного движения.
Самостоятельное решение задачи в тетради.
Проверка
правильности оформления и решения задачи
по материалам слайда.
IV. Подведение итогов урока.
Слайд №14
Учитель:
А теперь подведём итоги нашего урока. Вам необходимо ответить на вопросы слайда «Рефлексия». (Распечатанные карточки с вопросами находятся на столе у
каждого ученика.)
Рефлексия
1.
Какое значение для тебя лично имеют знания и
умения, по
лученные сегодня?
2.
Что представляло наибольшую трудность?
3.
Как ты оцениваешь полученные сегодня знания (глубокие,
осознанные;
предстоит осознать; неосознанные)?
4.
С каким настроением ты изучал этот материал по сравнению
с другими уроками?
Несколько учеников,
по усмотрению учителя, зачитывают свои ответы. Учитель подводит итоги урока и
выставляет оценки.
V. Домашнее задание.
Слайд №15
Домашнее задание: § 16,
упр. 5 (2,4); Л №128 (Перышкин А.В., Физика. 7 класс. М., 2007).